Прежде чем приступать к детальному изучению вопроса по документации, необходимой для обращения с отходами производства( далее - ОП), нужно разобраться в понятии коммунальные отходы. Ст.1 З-на РБ от 20.07.2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами»: отходы произв-ва – это отходы, появляющиеся в результате деятельности юр. лицами и ИП их профессиональной деятельности - услуги, работы, производство продукции, оптовая торговля. итак, коммунальные отходы – это отходы потребл-я и отходы произв-ва, включающиеся в утвержденный Министерством ЖКХ РБ список отходов, которые являются коммунальными.
30 ноября 2001г. Министерством ЖКХ РБ было утверждено Постановление №21 О перечне коммунальных отходов. Наряду с отходами жизнедеят-ти населения, уличного и дворового смета перечень включает в себя:
• отходы научно-исследов-ой, образоват-ой, воспитат-ой, спортивной и религиозной деят-ти;
• отходы оптовой торговли, бытовой и трансп-ой деят-ти;
• отходы админ-но-управл-ой, соц.-быт.;
• отходы поликлиник, больниц, частных клиник и т.д.
Для первоначального этапа понимания обращения с ОП возникает необходимость в проведении инвентаризации ОП(согласно действующей Инструкции порядка проведения инвентаризации ОП), с дальнейшим оформлением акта инвентаризации ОП. Данный процесс позволяет определить количественные и качественные характеристики отходов предприятия. – инвентаризация отходов производства.
Стоит отметить, что инвентаризация коммунальных отходов идентична инвентаризации других ОП.
Любая инвентаризация отходов предполагает вести должный учет. Так, на предприятии любой формы собственности необходимо вести первичный (форма ПОД-9) и общий (форма ПОД-10) учет отходов. Книги ПОД-9 предполагают заполнение в местах их образования. А для обобщенного учета от всех источников, имеющихся в организации запоняется книга ПОД-10. Она заполняется ежемесячно на основании формы ПОД-9.
С 24 января 2013 г. организациям, обращающиеся с коммунальными отходами, была дана возможность составлять и утверждать документацию, а именно инструкцию по обращению с ОП по упрощенной форме.
Исходя из этого уменьшается объем проектной документации по ОП, относящихся к коммунальным отходам.
Следует также отметить, что вывоз коммунальных отходов, согласно редакции п.2 ст.26 «Перевозка отходов» Закона №271-З, теперь разрешен без оформления сопроводительного паспорта перевозки ОП, а это упрощает заполнение ПОД-10 (не надо заполнять графу 10) и ПОД-9 (не надо заполнять графу 9).
Что касается перевозки отходов, следует напомнить о наличии требований к передаче и отчуждению ОП, указанных в перечне подлежат регистрации, согласно постановлению СовМина РБ от 23.10.2009 г. № 1391. Так, в этот перечень включены отработанные ртутные, люминесцентные лампы.
Зачастую у предприятий различных форм собственности, арендующих помещения, здания и так далее возникает вопрос: а кто же является собственником отходов? Ведь ответ на этот вопрос упростит работу одним и добавит работу другим по обращению с ОП.
Действующее законодательство установило, что при арендных отношениях,касающихся здания, сооружения и иных объектов собственники передаваемых в аренду разрешается разработать инструкцию по обращению с ОП, включающая ОП, образующиеся от деятельности арендатора. Для реализации данного положения вопрос обращения с ОП в рамках взаимоотношений «арендатор-арендодатель» должен быть урегулирован в соответствующем договоре аренды. При этом важно определить момент перехода арендодателю права собственности, которые образуются у арендатора. Возможно несколько вариантов.
При заключении договора на аренду офисного помещения арендодатель вправе оказывать услуги по сбору, хранению, вывозу на захоронение ОП, которые образуются при эксплуатации здания. Как лицо, осуществляющее обращение со всеми образующимися на арендных площадях ОП с момента их образования (что предусматривается договорами аренды), арендодатель обязан разработать необходимую документации по обращению с ОП, а именно инструкцию по обращению с ОП, в которой будет фигурировать порядок обращения с ОП как его собственных отходов, так и тех отходов, образующиеся от экономической деятельности Арендатора.
Но зачастую все отходы, образующиеся от деятельности Арендатора, Арендодатель на себя не берет, либо отходы передаются в собственность Арендодателю лишь на захоронение отходов, и возникает необходимость в разработке и утверждении в установленном порядке инструкции по обращению с ОП, а также выполнять другие требования, касающиеся обращения с отходами.
Между Арендодателем и Арендатором, может возникнуть отношения по предаче полномочий, т.е. обязанность в получение разрешения на хранение и захоронение отходов берет на себя Арендодатель. Важно, чтобы такое было возможно! - в договоре аренды должно быть указано, что разрешение на хранение и захоронение ОП за арендодателя обязан получить арендатор либо на оборот (который заключил договор с соответствующей специализированной компанией). Таким образом, будет происходить передача права собственности на отходы.
Но если данный пункт, регулирующий обращение с отходами между Арендатором и Арендодателем никак не прописан, то арендатор как субъект хозяйствования – производитель отходов выполняет все требования законодательства, связанные с разработкой и утверждением соответствующей документации.
Следует уточнить, что в данной статье рассмотрены лишь некоторые вопросы по обращению с коммунальными отходами, в связи с тем, что некоторые из них взаимоувязаны с отходами, согласно установленного порядка обращения с ОП.